Для одних процесс воспитания — легок и
естественен, для других -тяжелый каждодневный труд, который изматывает и
заставляет забыть о себе и своих интересах, полностью растворившись в заботах.
В чем секрет, и как научиться воспитывать, не
принося себя в жертву, радуясь взрослению своего ребенка, и не доводить себя до
состояния, когда воспитание превращается в череду разочарований?
Представьте себе, что вы хотите построить дом
своей мечты, чтобы он был современным, удобным, красивым, надежным. С чего вы
начнете?
Конечно, вы начнете с общей идеи, а затем наполняете
конкретным смыслом свои представления и ожидания. Спальня возле кухни — удобно
или неудобно? Кирпичная стена на слабом фундаменте – надежно или не
надежно?Душевая в каждой комнате – практично или нецелесообразно?
Всегда есть как минимум два варианта решения:
обратиться к профессионалам или самим изучать основы строительства. В противном
случае у вас не будет «дома-мечты», а будет постоянное сожаление о том, что уже
сделанное вам не нравится!
А теперь представьте, что вам всю жизнь
внушали, что дома строить легко и каждый может это сделать без специальной
подготовки. В этом случае строительство превращается в кошмар, сплошную
нервотрепку и постоянное отдаление от своего первоначального замысла. Это
происходит потому, что на практике нужно принимать во внимание общепринятые
законы строительства, о которых вначале вы понятия не имели. И остается надежда, что следующий дом вы
построите по-другому.
В воспитании детей также существуют свои
законы, которые нарушать нельзя. Есть только важный момент – вы имеете дело с
живой душой, и эти законы нужно применять с поправкой на состояние ребенка. Это
в строящемся доме вы сможете снести неправильную перегородку или переделать систему
отопления, а в ребенке любое «переделывание» оставляет следы на всю жизнь. Это
не всегда позитивный опыт, иногда это рубцы, которые «заштукатурить и заклеить
обоями» невозможно.
Существует несколько базовых законов, знание
которых поможет вам воспитывать, успевая радоваться жизни и получать
удовольствие от взросления своих детей:
1.
Закон поведенческой гибкости
Как бы вы не стремились подогнать ребенка к
своему первоначальному представлению о том, каким должен быть «хороший»
ребенок, вы всегда будете сталкиваться с расхождением. Эти расхождения являются
показателем индивидуальности. Это данность. Ее нужно принимать, а не делать из
этого трагедии. Желание во что бы то ни стало добиться соответствия – это
только вред!
Любые попытки вогнать ребенка в «рамки»ломают
индивидуальность и «делают вам нервы». Следуйте за ребенком. Давайте ему то,
что будет развивать в нем лучшие качества. Научитесь видеть, принимать и
поддерживать его стремления, и тогда вы никогда не сможете сказать: «Мой
ребенок ничего не хочет».
2.
Закон среды
Какими бы ни были генетические
предрасположенности ребенка,огромное влияние оказывают условия, в которых проходит его становление.
Главным и основным условием является любовь!
Любовь — это принятие, внимание, поддержка,
защита, душевное тепло.
Следствия любви – ребенок накормлен, ухожен,
одет, спокоен, проявляет интерес к окружающему миру. Выдавая следствие за любовь,
вы попросту выполняете свои непосредственно родительские функции и скрываетесь
за самообманом. Любовь – обязательное условие развития ребенка. Без любви он
будет тратить все свои силы и мысли на поиск этого чувства в ущерб своему
развитию. Без любви ребенок не научится любить.
Воспитание личности — это искусство.
Воспитание без любви – это повинность и профанация.
3.
Закон своевременности
Чем успешней он осваивает новые навыки и
умения, тем больше свободы в их применении нам нужно обеспечить.Своевременность
этого процесса обеспечивает формирование уверенности в себе и своих силах, а
также доверие к родителям и наставникам.
Ребенок нуждается в сопровождении и нашем
участии. Его многому нужно научить.
Постепенно он овладевает новыми навыками и освоит новый опыт. Навязчивое
желание родителей опекать ребенка, выполняя за него то, что он может сделать
самостоятельно – противопоказано. Нужно постепенно отпускать ребенка. Сначала
много нашего участия и мало самостоятельности ребенка, затем сопровождение и
поддержка по запросу. Только потом нужно внедрять тактику с минимальным
участием взрослого и максимальной самостоятельностью ребенка.
Если мы вовремя не даем возможности детям
самостоятельно опробовать на практике полученный опыт, то у ребенка возникает
ощущение бесполезности усвоенного, недоверия к обучению и зависимости от
взрослого.
Зависимость — это разрушительное чувство, которое
сковывает волю, убивает желание, деформирует личность.
4.
Закон действия
Любая деятельность, которая увлекает ребенка,
является показателем его стремления к познанию мира. Задача родителя –
поддержать ребенка в его стремлениях и придать этой деятельности правильные
формы.
Деятельность ребенка направлена на
удовлетворение его текущих потребностей. Вам может нравиться или не нравиться
то, что делает ребенок, но если вы внимательны,
понимаете потребности и знаете как действовать, вы можете корректировать
поведение, направляя его в нужное русло. Подавляя деятельность, родитель не
только лишает себя информации, он лишает ребенка желания действовать. Силен тот
родитель, который умеет вовлекать
ребенка в новую деятельность, передавая в процессе необходимый опыт.
5.
Закон соответствия
Каким бы ни было ваше решение отреагировать на поведение ребенка, оно должно быть безэмоциональным. Вы
должны ориентироваться на пользу для ребенка и соответствовать ситуации.
Ребенок, познавая жизнь, попадает в различные
ситуации. Задача родителя — научить ребенка справляться с трудностями
самостоятельно. В любом исходе ситуации необходимо ориентироваться на ту пользу, которую вы хотите «причинить»
ребенку. Другими словами вы должны
понимать, какой урок он сможет извлечь. Личными амбициями и оценками в данной
ситуации лучше пренебречь. Для этого
родителю нужно научиться разбираться в сути и подбирать адекватные методы
разрешения вопросов.
Например, недальновидно и бесполезно
отчитывать рыдающего ребенка за то, что он потерял деньги, пока шел в магазин.
Вредно давать ребенку советы и читать морали, когда он еще не справился со
своими эмоциями.
Неадекватные реакции родителей в конкретной
ситуации рождают стену непонимания. Как следствие ребенок будет делиться своими
проблемами с теми, кто его понимает, то есть адекватно реагирует.
6.
Закон уважения выбора
Чем бы ни интересовался ребенок, поддержите его выбор,
проявите искренний интерес, узнайте, что его впечатлило. Ни в коем случае не
обесценивайте его действия и интересы.
Когда ребенок поймет, что вы его не осуждаете
и уважаете его выбор, он ответит
откровенностью, и вы получите понимание того, что именно его сейчас интересует.
Конечно, хочется, чтобы он увлекался футболом,
как папа. Но отдавайте себе отчет, что это папина мечта, а не ребенка. Если
повезет, он тоже полюбит футбол, но сейчас его может больше интересовать
рисование.
7.
Закон заражения
Каждый член семьи несет персональную
ответственность за то настроение, которое сейчас царит в семье.
В семье любая эмоция является коллективной.
Если смеется папа, то вскоре смеяться будет вся семья. Если у кого-то плохое настроение,
через час оно будет плохим у всех членов семьи. Но только ребенок будет считать
виноватым себя, ведь взрослые научились искать виноватых вокруг.
Делитесь хорошим, несите добро и берегите друг
друга.
У
закона заражения есть следствие — закон отражения.
8.
Закон отражения
Ребенок является индикатором отношений в
семье. Помните, поведение ребенка всегда является отражением внутрисемейных проблем.
Если вам не нравится, как ведет себя ваш
ребенок в последнее время, и вы заметили резкое изменение поведения, начинайте
прояснять и разбираться со своими проблемами. Если у вас из-за разногласий с
супругом или супругой все чаще случаются размолвки, не удивляйтесь ухудшению
поведения ребенка. И наоборот, когда в семье царит гармония и взаимопонимание,
приготовьтесь радоваться успехам ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий